Учебно-методический комплекс (УМК)
Начальная школа
Основная школа
Средняя (полная) школа
Учебно-методический комплекс (УМК) - это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала. входящего в учебную программу предметного курса. Иными словами, УМК представляет собой совокупность составляющих: учебников, методических рекомендаций для учителя, рабочих и проверочных тетрадей, может быть, материалов на цифровых носителях и т.д.
УМК должен иметь следующие отличительные особенности:
- наличие полного пакета пособий на бумажных и электронных носителях, обеспечивающего комплексность и преемственность всех уровней школьного образования;
- четкую функциональную направленность каждого компонента УМК на решение определенной педагогической задачи;
- единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизиологические особенности школьников;
- наличие "навигационной"системы, обеспечивающей системность организации учебного процесса и удобство поиска информации;
- использование прогрессивных форм и способов подачи материала, основанных на современных информационных технологиях;
- доступность в использовании;
- интерактивность;
- ориентированность на практическую деятельность учащихся;
- позволяет максимально учитывать индивидуальные запросы и способности каждого участника образовательного процесса.
Как строится процесс обучения в начальной школе?
Процесс обучения в начальной школе строится по выбранной учителем образовательной программе. Образовательные программы на официальном языке и называют учебно-методическим комплексом (УМК), о котором шла речь ранее.
Учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года.
При выборе учебников необходимо руководствоваться Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе и общеобразовательном процессе и общеобразовательными учреждениями, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Критерии, которые важны для выбора учебников.
По содержанию. Уровень соответствия базового учебного материала должен соответствовать требованиям "Примерных основных образовательных программ общего образования". Этот материал, включенный в программу автором, должен изучаться полностью в соответствии с авторской программой. Важно, чтобы присутствовал материал на расширение представлений о культорологическом аспекте человеческого, о связи данной науки с другими областями человеческой культуры.
Учебники должны содержать систему учебных заданий, стимулирующих детей к освоению нового учебного материала, обеспечивающего познавательную мотивацию.
По технологиям (содействию данного учебника реализации межпредметных, метапредметных, надпредметных программ). Все учебники из УМК способны реализовать деятельностный подход в обучении.
По композиции учебной книги. Методический аппарат учебника позволяет учащимся ориентироваться в его содержании. В нем разработана система условных знаков, пиктограмм, навигаторов - обозначений по организации учебной деятельности; наличие справочного материала и форма его предъявления. Данный аспект будет способствовать формированию универсальных учебных действий.
Задания в учебниках предполагают многофункциональность. Необходимо, чтобы любое задание в учебной книге или рабочей тетради на печатной основе позволяло и учителю и ученику увидеть и осознать потенциал для личностного роста обучающегося. Организация материала в учебнике и рабочей тетради должна быть нацелена на формирование контроля, оценки у обучающихся.
Дорогие родители учащихся начальной школы, озадачьте себя вопросом: по какой программе ваши дети совершают учебный путь длиной в 4 года? Поверьте, действительно важно выбрать программу обучения, УМК, так как именно учеба в начальной школе определяет отношение ребенка к учебному процессу на следующих ступенях образования.