Советы, рекомендации, предостережения классному руководителю.
1. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.
2. Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
3. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению, хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.
4. Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.
5. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.
6. Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе – интересно с ними.
7. Родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.
8. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители – учитель – семья.
9. Главное – не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований.
10. Дети в классе – твое отражение: старайся постоянно работать над собой.
11. Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.
Заповеди воспитания:1. Главная цель воспитания – счастливый человек.
2. Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе.
3. Воспитание без уважения – подавление.
4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству, жлобству.
5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.
6. Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем».
7. Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно.
8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
Профессиограмма (квалификационная характеристика)
Профессиограмма – квалификационная характеристика, включающая совокупность профессионально-значимых качеств, способностей, знаний, умений, навыков. Личность классного руководителя, как и любая другая, должна отличаться всесторонностью, гармоничностью и целостностью своего развития. Профессиональный идеал может быть сформирован при условии развитой положительной Я-концепции.
Положительная Я-концепция определяется тремя факторами:
- твердой уверенностью в импонировании другим людям;
- уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности;
- чувством собственной значимости.
Воспитателю необходимы такие качества, как:
- любовь к людям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;
- высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;
- твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача;
- разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции, чувства создают у человека оптимистический настрой и способствуют развитию его волевой активности);
- высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и т. д.
Знания классного руководителя должны представлять определенную систему, состоящую из трех компонентов:
- знания особенностей развития личности и детского коллектива;
- психолого-педагогические знания;
- общие знания (знания из разных областей жизнедеятельности человека).
Документация классного руководителя
Документация по охране труда и личной безопасности в работе с обучающимися (*.pdf)