Кодекс профессиональной этики педагогических работников
Этика - это наука о нравственности,
о принципах, которыми должны
руководствоваться люди в своих поступках.
1. Общие положения
1.1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников (далее – Кодекс) образовательной организации (далее – ОО) разработан в целях реализации нормы ч. 4 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с положениями Конституции РФ, законодательством РФ, международным правом, принятыми в обществе нормами морали и нравственности.
1.2. Кодекс представляет собой свод правил и принципов профессионального поведения педагогического работника во время образовательного процесса и (или) выполнения трудовой функции.
1.3 Цель кодекса этики – упрочнение обязательных общих правил профессионального поведения учителя.
1.4. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.
2.Структура кодекса этики
2.1. Профессиональная компетентность:
- Учитель, выполняя свои профессиональные обязанности независим, трудолюбив.
- Учитель, осуществляя педагогическую деятельность руководит нормами кодексом этики и законодательством РФ.
- Учитель помогает развивать у учащихся демократические и патриотические ценности.
- Учитель в своей профессиональной деятельности подает пример учащимся своей справедливостью, взаимоуважением, защитой прав человека, здоровым образом жизни и защитой окружающей среды.
- Учитель соблюдает конфиденциальность информации, касающейся учащихся, родителей, других учителей и работников школы в соответствии поставленных правил законодательством РФ.
- Учитель в своей профессиональной деятельности всегда пунктуален и прилично одет.
- Учитель разговаривает соответственно нормам этики, ровным и понятным для учащихся языком.
- Учитель эффективно использует в педагогической деятельности определенное национальным учебным планом полагающееся время для решения задач.
- Учитель осторожен с имуществом школы и целенаправленно использует ресурсы школы.
- Учитель не использует в личных целях свои профессиональные привилегии.
- Учитель заботится о собственном непрерывном профессиональном образовании.
2.2 Отношения с учащимися:
- Учитель помогает ученику с возникнувшими трудностями в учебном процессе, и в случае пожелания со стороны ученика помогает ему в решении личных проблем.
- Учитель не проявляет по отношению к ученику грубости, словесных или физических оскорблений и не оказывает на него эмоционального (психологического) давления.
- Учитель сохраняется спокойствие в конфликтных ситуациях, слушает мнение учащихся и принимает объективное и справедливое решение.
- Учитель в течение учебного процесса заботится о здоровье ученика, о его безопасности и сохранении его собственности.
- Учитель подает учащимся пример и помогает им развить обязательные ценности и привычки для полноценной жизни.
- Учитель во время общения с учащимися соблюдает моральные и этические нормы.
- Учитель с уважением относится к мнению учащихся, создает им благоприятные условия для выражения своих идей, взглядов.
- Учитель не занимается религиозной (кроме тех учителей, которые занимаются педагогической деятельностью в общеобразовательных учреждениях с религиозным уклоном) и политической пропагандой.
- Учитель не использует физический и интеллектуальный труд учащихся в личных целях.
- Учитель проявляет внимание по отношению ко всем ученикам, независимо от пола, расы, языка, религии, национальности социального происхождения, имущества и других качеств и заботится о том, чтобы все учащиеся получили качественное образование.
2.3 Общение с родителями:
- Учитель сотрудничает с родителями учащихся и в случае необходимости проводит с ними индивидуальные беседы.
- Учитель сотрудничает с родителями учащихся и вежлив в общении с ними.
- В начале каждого триместра учитель знакомить родителей с учебным планом и с выбранными им учебными методами.
- Учитель, в зависимости от требований и пожеланий, вовремя подает информацию родителям об успеваемости учащихся.
- Учитель, если он является классным руководителем, имеет контактные данные всех родителей, чтобы в случае необходимости вовремя связаться с ними.
- Учитель сообщает родителям учащихся о нарушениях дисциплины и способствует ознакомлению его с внутренним распорядком школы.
- Учитель заботится об информировании родителей в случае, если ученик не явился в школу, или в случае угрозы его здоровью, личной безопасности.
2.4 Общение с учителями и другими сотрудниками школы:
- Учитель с должным уважением относится к учителям и другим сотрудникам школы, независимо от их профессионального опыта или личностных особенностей.
- Учитель делится набранными знаниями и опытом с коллегами и сотрудничает с ними.
3. Этические принципы и правила профессионального поведения
педагогического работника.
3.1. При выполнении трудовых обязанностей учителя следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
3.2. Принципами профессионального поведения педагогического работника являются: гуманность, законность, справедливость, профессионализм, ответственность, солидарность и толерантность.
3.3. В своей деятельности Учитель проявляет терпимость и уважение к обычаям и традициям народов РФ и других государств, учитывает культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствует межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся.
3.4. Учитель осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне, постоянно стремится к совершенствованию своих знаний, умений, навыков, методологии обучения, занимает активную жизненную позицию.
3.5. Учитель дорожит своей репутацией и добрым именем ОУ, своим поведением подает положительный пример всем участникам образовательного процесса.
3.6. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру устной и письменной речи, не использует сам и не допускает использования в присутствии участников образовательного процесса ругательств, вульгаризмов, грубых или оскорбительных фраз.
3.7. Учитель способствует реализации права на получение образования всех детей независимо от их пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального статуса, религиозных убеждений, материального положения.
3.8. Учитель уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, защищает обучающихся от любых форм проявления жестокости и унижения.
3.9. Учитель стремится к повышению положительной учебно-познавательной мотивации у обучающихся, к укреплению в них веры в собственные силы, развивает у них познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду, культуру здорового и безопасного образа жизни.
3.10. В своей профессиональной деятельности
учитель:
- учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья;
- применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
- соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.